«Исправи, Господи, путь мой…» 2011 дерево, масляная пастель 385x1130

Петроглифы

 

PETROGLYPHS”

 

of artist GIOVANNI

 

Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы...

Карл Густав Юнг

 

Некоторые архетипы связаны с мысленным путешествием Художника во времена начальных этапов жизни: предвечный замысел Создателя, зачатие и рождение. Эти времена Художник называет эпохой Короля Графита, главного героя известной книжки. Времена Короля Графита постоянно посылают сигналы сознанию Художника. Эти сигналы, подобные звукам прекрасной музыки, оплетают всю его жизнь.

Архетип структуры вещества вызывает в сознании Художника образы дремучего леса, сохранившего первозданный, не тронутый цивилизацией (или, приминительно к человеческой личности, воспитанием) облик. Музыкальные сигналы Короля Графита — островки первозданного леса на пути Художника во времени. Этот архетип порождает и образы подгорных каменных пластов, которых также не коснулась пока лопата рудокопа. Это - «тайны земли», которые чаял отыскать толкиновский Смеагорл в пещерах под Мглистыми горами, или пласты земной коры, которые пересекают герои Жюля Верна, путешествуя к Центру Земли. Для художника структура вещества — это, прежде всего, природа материала, из которого он создаёт картины. Это и химический состав материала, и его художественные свойства, и впечатления от общения с ним.

Стремясь идти в своём творчестве по истинной дороге к первоосновам, Художник старается не мешать материалу самому говорить за себя. Он оставляет чистые участки фона (такие «цезуры» бывают весьма красноречивыми), включает в композицию картины гладкие цветовые пятна, усиливает рисунок волокон текстуры доски, вырезает и наклеивает на доску кусочки фольги, чередует на одной картине разные техники, каждая из которых несёт скрытый смысл. Процарапывание — яркий пример самопроявления материала. Оно усиливает эффект толщины и основательности доски и придаёт картине монументальность мемориальной плиты или сакрального образа. Серия картин «Татами» хотя и создана под впечатлением от японского искусства, но в основном не живописи или архитектуры, а поэзии. Краткость и точность японского стихотворения — идеальная основа для художественного произведения, где ведущая роль принадлежит материалу, а не художнику. Пространственно-архитектурная основа серии — квадратные доски одного для всех картин размера.

Архетип рутинности выявляет глубокие противоречия, лежащие в основании темы Короля Графита. В творчестве Художника понятие материальной нищеты часто перетекает в понятие великой драгоценности, понятие безыдейности — в глубокую осмысленность, рутинности — в многообразие. Всё упорядоченное, скудное, прагматичное, просчитанное может тайно заключать в себе Первоначальный Хаос, застывший на заре Мира в складках горных хребтов и колтунах лесных дебрей. Картинами серии «Петроглифы» Художник создаёт памятники отрезкам своей жизни, основаной на невзгодах, но озарённой знаками прекрасных воспоминаний. Символы рутинности это — включение текста в состав картины как образ, равноценный изображению. Сам смысл этих текстов передаёт самые обыденные стороны определённых жизненных эпох — учебные материалы, перечень лекарств, распорядок дня. По буквам, процарапанным на картинах, видно, что сам процесс процарапывания- рутина. Текст с терпением и упорством прорезается гвоздём, стамеской или консервным ножом.